Для начала нужно обратить внимание на проработку ориентировочного маршрута.
При планировании поездки ночью стоит избегать прокладки пути через узкие периферийные дороги, лесные и, вообще, любые дороги со слабым освещением.
С учётом ночного времени много сэкономить на них, как правило, не получится, а не заметить случайную яму или упавшее поперёк дороги дерево вполне реальная перспектива. Даже вполне знакомый маршрут ночью может преподнести сюрпризы.
Установить для себя виртуальные точки отдыха, к примеру, заправки, на которых можно остановиться, выпить кофе, выйти размяться. Сначала разбить маршрут на одинаковые участки, к примеру, остановку на 10 минут каждый час, а ближе к его завершению спланировать более короткие отрезки и более частые остановки.
Необходимо понимать, что никакие энергетические напитки и прочие стимуляторы не заменят обычного здорового сна. Как учат в автошколе - перед долгой ночной поездкой просто необходимо хорошо выспаться. Оптимальное время для сна перед поездкой – это 7—8 часов. Нужно также осознавать, что самый эффективный способ бороться со сном – это сон. При большой усталости оптимальным выходом будет остановиться и немного поспать, этого будет достаточно для того, чтобы чувствовать себя свежим в течение последующих нескольких часов.
Большим вопросом является, помогают ли внешние раздражители, такие как громкая музыка, беседа с пассажиром, жевательная резинка, бороться со сном. Профессиональные водители, как правило, используют какие-то из этих методов, но при этом предупреждают, что это лишь немного отдаляет порог наступления крайней усталости и не устраняют её основной причины.
Из энергетических напитков, оптимальным будет обычный зелёный чай, охлаждённый и налитый в термос. Танин, содержащийся в чае, помогает сконцентрироваться и действует более мягко и продолжительно, чем кофеин, который содержится в кофе. Если же взять с собой термос не получилось, то свежезаваренный кофе при остановках также поможет поддерживать себя в тонусе.
Основные признаки наступления усталости за рулём: глаза водителя стекленеют, он начинает часто тереть глаза, переносицу, начинает ёрзать по сидению. Заметив эти признаки лучше принять решение об остановке и недолгом сне, так как дальнейшее пребывание за рулём может быть опасным. Не стоит подвергать риску жизни находящихся в автомобиле людей.